Чалгия Моисей Петрович

Лунная светит… Мартинка, на моих коленях. Лошадь моя, Дорча, идет одну ногу впереди. Чалгиджии, которые мы взяли еще от Билачгкого Хана, ходять пешком за мною. Играют они мне и поют. Тонко и высоко, через ночь, и по лунней играют. Из сараев и садов, где молодые женщины и девушки вокруг шадырвана, и при луне танцуют хоро, кларинет играет, доира звучит и песня … это не песня, но только голос. Мягкий, полный голос. Сладкий голос, как первая девичья ласка и поцелуй. Этот голос идет, сливается с луной, мерцает на меня и как бальзам падает на мое сердце.

 Бора Станкович, Коштана

 

Термин “чалгия” имеет несколько значений. В первую очередь она означает тип Балканского традиционной музыки, но и группу, которая исполняет песни в этом жанре. Традиционная чалгия включает в себя традиционные струнные (лютня, тамбура, канон, скрипка, лира), духовные (кларнет, кавал) и ударныe инструментi (даф, дарбука).

Несомненно, чалгийские музыканты были частью повседневной жизни нашего городского населения в прошлом. Чалгии увеселяли их в тавернах, на свадьбах и других общих и частных торжеств.

Чалгия Моисей Петрович играет на аутентичных инструментах, которые были подняты в городских районах восточного Средиземноморья, области, которой Балканская культура органично принадлежит. Чалгийский репертуар состоится из самых красивых севдалийских (любовних) песней, аранжированных в старинном стиле, вызывающем к жизни обычаи и дух старых сербских и балканских городов. Члены ансамбла посвященны изучению различных музыкальных форм и систем, постоянно улучшають себя в древних техник игры на, уже почти забытым, чалгийским инструментам.

Особое впечатление на публику оставляют старые, известные песни, которые в исполнении Чалгии получают новое значение, уникальный звук, который является одновременно современным и также очень традиционный.